Белокурова Марина Владимировна

Интеграция телесной терапии и глубинного анализа

Всплеск интегративных техник и практик в сфере познания человеческой личности и огромного поля жизнедеятельности человека обусловлен экзистенциальными проблемами современного этапа эволюции. Изоморфность онто- и филогенетических процессов позволяет говорить о современном этапе человеческого развития как о сложном периоде пубертации подростка, начинающего осознавать свои возможности и ответственность за свои действия, но, одновременно с этим, теряющего чувство целостного восприятия  единого и неделимого мира.

Не находя целостности ни в изучении мира внешних форм, ни в изучении внутренних структур личности, процесс исследований обращается к глубинным слоям сознания, архетипическому и трансперсональному.

Появление аналитической психологии К.Юнга, гуманистического манифеста А.Маслоу и бурно развивающейся трансперсональной психологии свидетельствует о реальной «жажде целостности».

С другой стороны, по выражению А.Маслоу «…мы подошли к такому моменту, когда должны принять на себя ответственность за свою собственную эволюцию. Эволюция предполагает отбор, а значит, выбор и принятие решений». Следовательно, человек, мотивированный на свое личностное развитие, более не является пассивным участником этого процесса, он становится активным партнером в творческом союзе терапевт-клиент.

Все перечисленные факторы способствовали созданию еще одного интегративного психотерапевтического метода - инсайт-терапии (как отдельного направления), а само понятие инсайт-терапии получило дальнейшее развитие.

Инсайт-терапия представляет собой интеграцию анализа и телесной терапии, соединяя сильные аффекты телесных техник с глубинным анализом личной истории.

Концептуально, инсайт-терапия базируется на понятиях холистического инсайта и психосоматической индивидуальности человека.

Само понятие холистического инсайта является расширением инсайта организмического, включающего помимо когнитивного компонента(рационального осознания), эмоциональный (катарсис) и конативный(акт волеизъявления).Само по себе знание о симптомах и генезисе происхождения той или иной психологической структуры, не подкрепленное эмоциональным переживанием , оказывает паллиативное терапевтическое воздействие. К.Юнг писал, что «…психическое развитие невозможно осуществить лишь с помощью намерения и воли, требуется символ с превосходящей ценностью.» Как следующий шаг, в инсайте холистическом появляется еще одна грань – бытийные ценности или уровень метапотребностей. Недостаточная реализация этих ценностей приводит к тому, что А.Маслоу описывал, как общую и специфическую метапатологии, поскольку эти потребности связаны с основополагающей структурой самого человеческого организма.

Таким образом, мы подошли к определению второго понятия –психосоматической индивидуальности человека. По Маслоу, человек – это проект, укорененный в человеческой природе. Проект – это направление самоактуализации, учитывающей биологические аспекты, требования социальной среды, определенную свободу в реализации. Психосоматическая индивидуальность и есть этот проект, а образ тела, формирующийся и развивающийся на протяжении всей личностной истории, есть «своеобразный синтез субъективаций в постоянном изменении»(Ф.Дольто), или проекция психосоматической индивидуальности  как потенциала и способа его реализации в человеческом бытии. Образ тела представляет собой не только тело, как условие объективности и центр этой системы, но все его физиологические аспекты, эмоциональный план, ментальные установки и уровень бытийных ценностей.

В течение последних десяти лет, в ходе создания и развития данного направления, был разработан атлас образа тела с подробной картографией психосоматического соответствия (эктодермическая гипотеза).

С юнгианской точки зрения, цель индивидуации не достижение совершенства, а обретение целостности. Юнг настаивал, что бессознательное – это не только подавленное содержание, но и неразвитый человеческий потенциал, и некоторые аспекты этого потенциала невозможно открыть без телесной терапии, т.к. подлинный аффект происходит в глубинных слоях психики.

По выражению Росси, одного их первых учеников М.Эриксона: «Разум и тело – два аспекта одной информационной системы».

Все телесные терапевты сходятся в том, что у тела – долгая память, тело помнит все. Ригидность тела соответствует ригидности персоны и эго.

Анита Грин писала, что позитивные и негативные образы и воспоминания настолько заключены в телесных тканях, что они не могут проявиться  в аналитической работе без прикосновения. Эшли Монтегю, в книге «Прикосновение» пишет:

   «Прикосновение – ощущение, наиболее тесно связанное с кожей, самым важным из всех органов после мозга. Кожа вместе с нервной системой, развивается из наружного слоя эмбриональных клеток , эктодермы…нервная система – это скрытая часть кожи, или напротив, кожа может рассмотрена как видимая часть нервной системы.»

На физическом уровне прикосновения вызывают ответные вибрации, которые затем вызывают отклик на эмоциональном и духовном уровнях, что позволяет проявиться внутреннему опыту и осознанию.

Инсайт-сессия использует феномен прикосновения, как биологической необходимости, позволяющий установить глубинный контакт и эффект резонанса с психосоматической индивидуальностью клиента, позволяющие тому достичь холистического инсайта , осознать и активировать те бытийные ценности, которые соответствуют именно его природной сущности. Возникающее в процессе сессии доверие и резонансное переживание позволяет клиенту перейти от фрагментарного и статичного к целостному и динамичному восприятию собственной реальности. Мышечное расслабление и атмосфера интереса и безопасности позволяет достигать максимальной адекватности в аналитической части сессии, а разработанный алгоритм ведения интервью и постоянная подстройка терапевта через свое тело, как инструмент , позволяют достичь позитивного результата за минимальное время.

Одним из важнейших результатов подобной работы является формирование активной креативной позиции человека , делающее устойчивым процесс самоактуализации, ведущий человека к его акме, вершине его развития.