Главная › Библиотека › Как работает инсайт: партнёрство и конативность
Елена Арапова
Как работает инсайт: партнёрство и конативность
Подавляюще большинство методов психотерапии являются (хотя бы до некоторой степени) директивными. Фигура терапевта, как правило, стоит "выше" фигуры клиента, представляя (замещая) Родительские фигуры. Мне нравится думать, что в психотерапии человек не только излечивает нанесённые ему раны, но и учится - у терапевта, на его примере, в непосредственном взаимодействии с ним - и часто этот контакт восполняет всё недополученное в ходе травматического детства. Но даже, чтобы просто учиться (без исцеления), "учитель" должен обладать хоть каким-то авторитетом, например, как обладатель отсутствующего у меня на данный момент знания.
И тут стОит учесть, что если человеком много манипулировали в детстве, пользуясь его наивностью, неосведомлённостью и доверием, он будет бояться тех, кто знает больше него. Коллега рассказывала, что не раз встречалась со страхом перед психологами, как перед людьми, которые "вложат что-то мне в голову", что-то чуждое, с чем я буду вынужден иметь дело. По сути, этот страх является отражением имевшейся в детстве ситуации, когда ребёнку нечего было противопоставить директивам и посланиям реальных родителей, а послания эти могли быть весьма разрушительными ("НЕ живи!", "НЕ будь собой!", "НЕ чувствуй!" и прочие).
В телесном инсайте терапевт становится партнёром клиента, своего рода "проводником" или "другом в пути", который знает, КАК можно прийти к тому, что нужно клиенту, а самому клиенту отводится главная роль того единственного в мире человека, который знает, ЧТО ему нужно.
И поскольку лишь сам человек обладает подобным знанием, его волевое усилие, волевой импульс также играет важную роль, обуславливая конативность метода - возможность (и даже в каком-то смысле обязательность) проявления личной воли клиента, его намерения, устремления, проявление его духа.
В инсайте мы часто используем такой термин как "детское решение".
Это то решение, которое принимает ребёнок в ситуации глубинного личностного конфликта, когда его Самость желает по-новому, по-другому проявить себя, но ни возможности ребёнка, ни требования среды не позволяют этого сделать. Говоря проще, ребёнку хочется сделать своё - сделать так, как он ощущает правильным, но у него не выходит, и "детские решение" становится основой последующих разочарований и воспроизведения травм, того самого "хождения по граблям", когда уже выросший человек пытается сделать по-своему, но что-то ему мешает. Ну, и для всех, кто любит себя погрызть так же, как я, подчёриваю: "детское решение" всегда является наилучшим из того, что мог сделать тогда ребёнок! Но впоследствии человек в любом случае "вырастает" из этого некогда принятого решения - так же, как мы все выросли из своей детской одежды, и попытка её носить во взрослом возрасте будет, как минимум, неудобной.
Тот волевой импульс, который побудил ребёнка принять решение, сохраняется в теле, и именно он, по сути, направляет всю сессию терапии и решает её исход. Конативность является одной из четырёх составляющих инсайта (телесная, эмоциональная, рациональная и волевая компоненты), и можно сказать, что наша воля проявляется и реализуется в инсайте - наконец-то реализуется тем полноценным образом, к которому мы стремились с самого детства, высвобождая радость Внутреннего Ребёнка от того, что ему удалось свершить то, чего очень сильно хотелось.
Добавлю, что лично мне, как человеку свободолюбивому и достаточно своенравному, такая особенность метода была очень важна. Важно было самому управлять своей сессией, выискивать и выбирать наилучшее для меня. Проявления моей воли были сильно искажены и подавлены в детстве, и для меня новая возможность волеизъявления стала тем самым обучением, как можно действовать изнутри, "из себя" - сначала в сессии, в области своего духа - а затем в жизни.