Главная › Библиотека › Как работает инсайт: восстановление субъектности
Елена Арапова
Как работает инсайт: восстановление субъектности
Одна из главных задач телесного инсайта - это восстановление, возвращение человеку его субъектности. Субъектность - это твёрдое, уверенное, прожитое телесно, "всем собой" знание о том, какой я Настоящий, кто я в самом ядре своей личности и каким я на самом деле могу быть в различных жизненных ситуациях.
Именно те конфликты и травмы, которые затрагивают Истинное Я (Self) ребёнка оказываются "записанными" в теле. Речь идёт о ситуациях, в которых ребёнку особенно важно быть самим собой, в которых он пытается выразить себя, но - у него это не получается. Препятствием являются, как минимум, две очевидные причины:
1. ребёнок маленький и у него не хватает инструментария, навыков, сил, чтобы выразить своё "Я"
2. давление родителей, которым важно воспитать для общества адекватного (то есть, понимающего и соблюдающего социальные нормы) человека.
Конфликт между Истинным Я ребёнка и требованиями родителей не обязательно травматичен по своей сути, и в наиболее мягком его выражении описывается как "Я хочу ИНАЧЕ". По-другому, ПО-СВОЕМУ.
Твёрдое ощущение субъектности даёт человеку возможность ответить на те вопросы и решить те проблемы, которые могут мучить его годами. Например, это то, что можно обобщить под названием
- "Кто я такой?" ("Какой я Настоящий?")
Если в детстве ребёнку старательно затыкали рот, игнорируя его чувства, если детское "я" было в семье "последней буквой алфавита", если его желания и проявления отрицались ("Не выдумывай, ты не можешь этого чувствовать (хотеть, знать, быть таким, etc.!") - субъектность может быть очень сильно нарушена, вплоть до сомнения в том, существую ли я вообще? Что в моей личности принадлежит мне (где я - это я?), а что - наносное?
Сюда же относятся все сомнения в своих чувствах, реакциях, их адекватности, форме их выражения. Как правило, те ситуации, в которых мы выражаем себя не так, как желанно, оставляют у нас неприятное ощущение в душе. Мы можем потом много раз возвращаться к ним, мучительно проживая несостоятельность, чувствуя, что хотели вести себя по-другому, что нам нужно было сделать не так. Иногда с помощью самоанализа и работы над собой удаётся найти более подходящий именно нам вариант поведения - но увы, если похожая ситуация повторяется в стрессе, в каких-то не слишком благоприятных условиях - мы снова ведём себя в соответствии с нашими старыми паттернами (и снова страдаем).
Следующий логически выводимый из предыдущего спектр вопросов - это
- "Я не знаю, чего хочу"
Без контакта с собственным Я очень сложно определиться: моё ли это желание? В чём оно заключается? Надо ли это мне - или надо кому-то другому (родителям, обществу, значимому для меня человеку)? Здесь же "лежат" наши цели и мотивация. Только уверенная субъектность даёт человеку самую лучшую, настоящую мотивацию - "Я делаю это для себя самого". Потому, что МНЕ это надо. Любое сопротивление (нормативно возникающее у всех) прорабатывается и угасает тогда, когда есть уверенность в личной, нашей потребности сделать что-либо. Опора на себя самого позволяет пройти даже самый труднейший путь.
Третье (и последнее, о чём я сегодня хочу написать) - это смыслообразующие аспекты личности.
- "В чём смысл моей жизни?"
Вопрос более, чем популярный:) Думаю, что никто не станет спорить с тем, что смысл собственной жизни можно найти только в самом себе. И именно субъектность - в виде не просто интеллектуального знания, а телесного, прожитого в реальности опыта - даёт понимание того, "в чём смысл МЕНЯ". Опираясь на это глубинное внутреннее ощущение человек становится способен выбирать путь - и то, как он будет идти по нему, в полном согласии со своим телом, душой и духом. Поиск ответов во внешнем мире заменяется с помощью инсайт-терапии на поиск в мире своей души, в контакте с Самостью, которая способна чётко указать нам наш личный, неповторимый смысл нас самих в этой жизни. Или, как сказал Джозеф Кэмпбелл: "Ценность этой жизни в том, чтобы стать тем, кто ты есть. Потому что, когда человек становится самим собой, он уже не задумывается о смысле своей жизни, он этим смыслом становится».